ЛИНЕЙКА СТАНОВИТСЯ СЛОЖНЕЕ
Принципиально новую шкалу для линейки предложил П.-М. Роже, представивший в 1817 году лондонскому Королевскому обществу «Описание инструмента для механического выполнения операций возведения в степень и извлечения корня». Роже нанес на движке обычную логарифмическую шкалу, а на неподвижной части линейки — шкалу повторного логарифма, то есть log log N. Вследствие известных соотношений log (у*) = х log у; log (log (у*) = log x
+ log log у, если деление «I» движка установить напротив деления у на неподвижной шкале, то против деления х, найденного на движке, на неподвижной шкале можно прочесть у*. Таким образом, линейка Роже позволяет при одном перемещении движка получить результаты.
В 1878 году профессор Джордж Фуллер из Белфаста, воспользовавшись идеей Милбурна, сконструировал спиральную логарифмическую линейку, получившую название «вычислителя Фуллера».
Линейка (рис. 12) состоит из полого цилиндра f, составляющего одно целое с рукояткой р. К ней прикреплен стальной стержень 661, конец которого Ь служит неподвижным указателем; подвижный указатель закреплен на цилиндре g » имеет вид стальной полоски п, заканчивающейся острием с. Цилиндр g входит внутрь
/ и может вращаться в нем.
Спиральная логарифмическая шкала нанесена на поверхности цилиндра а, который может перемещаться вдоль f и поворачиваться относительно него. Чтобы получить при вычислениях четвертый или пятый десятичный знак, используются еще' две равномерные шкалы, расположенные вокруг цилиндра а и на полоске п. На цилиндре f нанесены Шкалы логарифмов тригонометрических функций (либо вспомогательные таблицы).
В 1850 году Амедей Маннхейм, 19-летний французский офицер, служивший в крепости Метц, предложил
28
прямоугольную логарифмическую линейку, которая стала наиболее популярной среди инструментов подобного
рода.
Маннхейм родился в 1831 году, в возрасте 17 лет
поступил в парижскую Политехническую школу, а через два года в чине лейтенанта артиллерии вступил во французскую армию.
Впоследствии юный лейтенант до служился до полковника и, кроме того, сделал научную карьеру, став профессором своей «альма матер».
Свой инструмент Маннхейм описал в брошюре «Модифицированная вычислительная линейка», изданной в 1851 году. В течение последующих 20—30 лет его линейки выпускались во Франции, а затем стали изготовляться фирмами Англии, Германии, США.
Расположение шкал на линейке Маннхейма близко к современному. Кроме того, ему удалось популяризировать применение «бегунка». Он показал, что «бегунок» можно использовать не только для считывания соответствующих чисел на далеко расположенных шкалах, но также и для сложных вычислений без записи промежуточных результатов.
Линейка Маннхейма завоевала популярность во всем
мире как портативный и удобный инструмент для ежедневных расчетов, обеспечивающий вычисления с точностью трех десятичных знаков. За 350-летнюю историю были созданы сотни различных конструкций логарифмических линеек. Долгой и счастливой оказалась судьба скромной логарифмической шкалы!
Часть ll Theatrum arithmeticum
Читателю, знакомету с современными компьютерами, старинные механические счетные машины и приборы покажутся жалкими или забавными уродцами. Но первое впечатление обманчиво: углубившись в историю счетных машин, вы увидите поразительную изобретательность, хитроумие и настойчивость их создателей. Может быть, вы проникнитесь уважением к вим, если вспомните слова Блеза Паскаля о том, что для создания арифметической машины ему потребовались все ранее приобретенные им знания по геометрии, физике, механике. Действительно, с—механик... должен быть человеком, который не только знает подлежащие обработке материалы, такие, как дерево, сталь,, железо, медь, серебро, золото, стекло и другие, и который умеет на основа!;;!» физических законов решить, насколько каждый из этих материалов по своей природе и свойствам способен выдержать обработку, придающую изделиям необходимые пропорции и прочность...
не он также должен выполнить свою работу в соответствии с механическими науками к с учетом требуемых размеров и существующих или предполагаемых нагрузок, для чею ему необходимо знать из геометрии и арифметики все то, что потребуется при расчете машины. И если он действительно хочет знать свое дело, он должен в совершенстве понимать все ремесла и науки, для которых ему придется изобретать и изготовлять машины, иначе он не будет знать, что он делает, и не сможет ничего усовершенствовать или изобрести что-нибудь новое, а именно это в первую очередь требуется от механика. Но, кроме того, он должен родиться механиком, чтобы не только быть искусным от природы в изобретательстве, но и уметь перенять все науки и ремесла таким образом, что о нем можно было бы сказать: то, что видят его глаза, могут сделать его руки. Его любовь к своей профессии не позволяет ему обойтись без тревог и расходов, ибо в течение всей жизни ему придется каждодневно учиться чему-нибудь новому и экспериментировать...»