От абака до компьютера

ТРЕТЬЯ СТОРОНА МЕДАЛИ


...Перед началом обучения глухонемому давалось сла­бительное и специальная настойка. Затем на голове его выстригали волосы так, чтобы получилась тонзура вели­чиной в ладонь. Каждый вечер это место смазывалось мазью, а ученик должен был чесать волосы против вор­са. Утром, перед началом занятий, он получал кашку из мастики, .амбры и других специй, чисто умывался и на­сухо вытирался. После всех этих приготовлений учитель громко произносил в выстриженный затылок буквы аз­буки, потом слоги и слова, и ученик в некоторое вре­мя должен был основательно выучиться разговорной речи.".

Так в XVII столетии испанский монах Эммануил Ра-мирес Каррион обучал глухонемых детей маркиза Прие-го. Сходные приемы для борьбы с загадочным недугом пытались применить и другие учителя. Однако лишь в редких случаях им удавалось достичь успехов...

Но вот в отчете комиссии Парижской академии наук, опубликованном в 1751 году в «Журнале ученых», мы находим знаменательные строки: «Виденных нами ре­зультатов метода г-на Перейры вполне достаточно, что­бы еще раз подтвердить мнение... что такой метод об­учения глухонемых в высшей степени практичен и что лицо, которое применяло его с таким успехом, достойно похвалы и поощрения...» Под отчетом стояли подписи, известного естествоиспытателя Бюффона и профессоров де Мерана и "Феррейна.

В отчете есть фраза, которая должна объяснить чи­тателю наш экскурс в историю сурдопедагогики, «...Го-

48

горя о прогрессе, который сделал ученик г-на , Перейры за совсем небольшое время в знании чисел, мы должны добавить, что г-н Перейра использовал Арифметическую машину,-которую сам изобрел. Он считает, что она бу­дет более полезной, чем ранее изобретенные машины, для обучения глухонемых четырем действиям арифме­тики».

Итак, наряду со счетными машинами Паскаля и Мор-лэнда, облегчавшими ком-мерческие расчеты, машинами Шиккарда и Герстена, предназначавшимися для науч­ных вычислений, в середине XVIII столетия была созда­на счетная машина, служившая благородным целям об­учения!


. Хакоб Родригес Перейра был одним из 9 детей не­богатого португальского еврея. В год рождения буду­щего «учителя глухонемых» его семья, спасаясь от рели­гиозных преследований, бежала в Испанию, где в неболь­шом городке Берланга 11 апреля 1715 года и родился Хакоб. Несмотря на бедность, отцу Хакоба удалось дать сыну неплохое классическое образование. В 18-летнем возрасте Перейра отправляется в Бордо, намереваясь изучать медицину. Здесь он встречает девушку, глухо­немую от рождения, и, «проявив к ней интерес», начина­ет непрерывно изыскивать средства обучения глухоне­мых разговорной речи. После смерти отца Хакоб приво­зит из Берланги мать, сестру и братьев и, закончив курс медицины, напряженно работает, чтобы прокормить семью. Живя весьма небогато, он тем не менее берет на воспитание глухонемых детей бедняков, на которых про­бует свои методы обучения. В 1754 году после демон­страции одного из учеников в иезуитском коллеже^ Ля-Рошели богатейший землевладелец д'Этавиньи поручает ему своего глухонемого сына. Именно его Перейра и представлял 11 июля 1749 года комиссии Академии наук, решение которой мы цитировали выше. Лестный отзыв комиссии сделал имя Перейры известным в научных кру­гах Парижа. С ним знакомятся и дружат Ж.-Ж. Руссо, Дидро, д'Аламбер, Бугенвиль и другие, а Людовик XV, побеседовав с Перейрой и его учеником, награждает Хакоба 800 ливрами, которые в 1751 году были обраще­ны в небольшую годовую пенсию. Последнее было как нельзя кстати, поскольку Перейра, содержавший много­численную родню, жил исключительно учительским тру­дом. Вероятно., поэтому он не очень торопился раскрыть

49

подробности своего метода обучения, видя в нем ис­точник существования.

Его арифметическая машина описана вышеупомяну­той комиссией в «Журнале ученых». К сожалению, в журнале не приведены чертежи, и о некоторых деталях приходится скорее догадываться, чем говорить навер­няка.



В счетной машине Перейры использованы кое-какие идеи, заимствованные у Паскаля и Перро, но в общем она представляет собой совершенно оригинальную кон­струкцию.


От известных машин она отличается прежде всего тем, что ее счетные колеса расположены не на па­раллельных осях, а на единственной оси, проходящей через всю машину. Это новшество, делающее конструк­цию более компактной, впоследствии широко использо­валось другими изобретателями, например Фельтом и Однером.

Счетные колеса в машине Перейры представляли собой неболь­шие самшитовые цилиндры, боковые поверхности которых были раз­делены на 30 частей (позднее эти цилиндры получили название циф­ровых роликов). На них было выгравировано два ряда цифр; верх­ний ряд содержал трижды повторенную последовательность цифр — О, 1, .... 8, 9, нижний—также трижды повторенную обратную после­довательность—0, 9, .... 2, 1. Деление окружности колеса не на 10, а на 30 частей не изменяет принципа действия машины, но облег­чает процесс установки чисел и выполнения арифметических опера­ций. Впоследствии аналогичное деление использовалось в некоторых клавишных машинах.

Всего в машине Перейры было 10 счетных колес, одно предна­значалось для дробей, другое — для денье, третье — для су и 7 ос­тавшихся — для ливров. Цифры, нанесенные на боковые стороны колес-цилиндров, могли наблюдаться в окошках, сделанных в верх­ней крышке ящика, в котором помещалась вся конструкция. На од­ной из плоских сторон счетного колеса было сделано 30 выступов в виде зубьев. Вставив между соответствующими зубьями ведущий штифт, можно было (как и в машине Паскаля) повернуть счетное колесо на необходимый угол до появления в окошке нужной цифры. Как и в паскалевской машине, верхний ряд цифр использовался для сложения, а нижний — для вычитания. Таким образом, в одном кон­структивном элементе Перейра объединил функции установочного и счетного колес, а также индикаторного цилиндра (шиккардовско-го типа). Благодаря этому длина машины не превышала 75 мм!

Передача десятков осуществлялась в машине следующим обра­зом. На плоской стороне счетного колеса, свободной от зубьев, крепился рычаг, способный вращаться относительно своего центра подобно качелям и имевший на одном конце крючок, а на дру­гом — наклонную плоскость.


Каждый раз, когда колесо повора­ чивалось на 10 делений, плоскость наталкивалась на захват, укреп­ленный на тонкой неподвижной пластине, разделяющей смежные колеса. Захват вдавливал часть рычага с наклонной плоскостью

'50

в паз, сделанный в теле колеса, и тогда другой конец рычага под­нимался, проходил через прорезь в разделяющей пластинке, зацеп­лялся за зуб колеса старшего разряда и проталкивал его вперед на '/зо оборота. При дальнейшем вращении колеса младшего разря­да наклонная плоскость выскальзывала из захвата, а рычаг возвра­щался пружиной в исходное положение.

За 40 лет педагогической деятельности Перейра вос­питал и обучил речи множество глухонемых, причем его труды приобрели международную известность. В 1759 го­ду он был избран членом лондонского Королевского общества. Интересна и другая сторона деятельности Перейры—общественно-адвокатская: в 1753 году он от­крывает в Париже контору по борьбе за права своих португальских единоверцев и делает немало полезного для ликвидации средневековых предрассудков, сохранив­шихся в «просвещенном» XVIII веке.

Умер Хакоб Родригес Перейра 15 сентября 1780 го­да. Последние годы его жизни были омрачены появле­нием конкурента — аббата де л'Эпе, чья система об­учения глухонемых вскоре вытеснила методы Перей­ры и способствовала угасанию его посмертной извест­ности.


Содержание раздела